news

Рунет сегодня

Сегодня была представлена широкой общественности публичная версия одного небезыинтересного доклада, подготовленного Фондом развития гражданского общества. Сама публичная версия доклада в ближайшее время будет в полном виде опубликована на сайте Фонда, пока же выдержка из нее опубликована "Интерфаксом". Привожу ее полностью:
fondfond2
Интернет станет базовым источником информации для россиян уже через несколько лет и, скорее всего, выборы депутатов Госдумы в 2016 г. и выборы президента России в 2018 г. пройдут в условиях, где главная роль будет принадлежать Сети, полагают авторы доклада "Рунет сегодня", подготовленного Фондом развития гражданского общества (с документом удалось ознакомиться редакции Interfax.ru). По мнению его авторов, большая часть Рунета к тому моменту будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами страны и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах. Тогда популярные площадки - к примеру, Facebook, Twitter и YouTube - могуть стать центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил, считают они. Ниже приведены основные положения доклада "Рунет сегодня".

"Новое лицо" Рунета

- Россия уже стала европейским лидером по количеству пользователей Интернета: в весне 2011 г. месячная аудитория Интернета выросла в 2 раза до 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет), еще сильнее выросла еженедельная и ежедневная аудитория – до 42% и 33% соответственно. К весне 2012 г. ежедневная аудитория выросла уже до 38% от населения страны.
- Более 93% пользователей из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не являются жителями Москвы и Петербурга. Средний возраст российского интернет-пользователя, по данным ФОМ, составляет 33 года.
- Сеть россияне все больше начинают воспринимать как авторитетный канал получения информации. Согласно исследованию Synovate Comcon, доверие Интернету как источнику получения информации составило в 2011 году 40%. ВЦИОМ дает несколько иную картину: из центрального ТВ информацию получают 98% россиян, из регионального – 88%. На втором месте – пресса (центральную читают 70%, местную – 68%), на третьем – Интернет (59%), оказавшийся более востребованным, чем радио (центральное – 53%, региональное – 46%). Наибольшее доверие у респондентов вызывает центральное и региональное ТВ (по 78%). На втором месте – центральная и местная пресса (70 и 68%). Далее следуют радио (как центральное, так и местное – 72 и 68%) и Интернет (64% опрошенных).
"Если показатели доверия граждан к интернету, как основному источнику информации, продолжат рост, то можно утверждать, что выборы Депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2016 г. и, тем более, выборы Президента России в 2018 г. пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной Сети", - делают вывод авторы.

Последние тенденции

- Авторы выделяют несколько категорий популярных ресурсов: поисковые системы, медийные порталы, соцсети, новостные сайты, блогосервисы, коммерческие сервисы и другие. При этом, по их оценке, социальные сети по популярности сравнимы с поисоквиками.
- "К настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter). При сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах".


- "Различные американские фонды и корпорации активно инвестируют в успешные российские интернет-компании. Из 15 российских сайтов из топ-20 большая часть имеет значительную долю иностранного капитала, которая с течением времени возрастает". В качестве примера авторы приводят Mail.ru Group (контролирует Mail.ru, «Одноклассники», крупный пакет «Вконтакте»), в структуре которого южноафриканский холдинг Naspers владеет 29% акций, китайский Tencent – 7,8% и еще 30% акций находится в руках владельцев GDR, размещенных на британской бирже LSE. "Похожая ситуация наблюдается и в "Яндексе", отмечают они.
- Многие российские популярные сервисы уже находятся вне российской юрисдикции. В частности, "Яндекс" официально зарегистрирован в Нидерландах, а "Вконтакте" переехала с российского домена Vkontakte.ru на международный домен Vk.com.
- При этом сами глобальные социальные сервисы - Facebook, Twitter и YouTube - становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил. В период зимы 2011 - весны 2012 года на пространстве Рунета также были "протестированы" многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах, сказано в докладе. "В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама".
- Также авторы отмечают укрепление позиций Google в России. В ближайшие 2-3 года вероятна ситуация, при которой Google сможет значительно упрочить свои позиции на российском рынке, прогнозируют они.
- Позиции медийных порталов сильно ухудшились из-за наступления социальных сетей и сервисов.
Фактически, единственным крупным медийным порталом на российском рынке остался Mail.ru. Последний столкнулся с конкуренцией со стороны глобальных почтовых продуктов от Google (Gmail) и Apple (Me.com), и перспективы его являются неоднозначными
- Новостные агрегаторы по-прежнему является одним из системообразующих элементов информационного пространства. Однако в ряде случаев отображаемые пользователям материалы "носят необъективный характер, а пользователям зачастую предлагаться преимущественно политически-ангажированный контент".
- Социальные сети являются сегодня основным способом времяпровождения в Сети. "Исходя из того, что в настоящее время Vk.com опережает Facebook почти в 8 раз по посещаемости, пока именно эта сеть сохраняет свое доминирующее положение на российском рынке, однако, слабо контролируемый ресурс "ВКонтакте", также представляет определённую угрозу информационной безопасности", - сказано в докладе.
- В Рунете активно формируется прослойка профессиональных блогеров, чьи журналы и по контенту, и по размеру аудитории становятся все больше похожи на крупные интернет-СМИ. При этом сами блогеры не стеснены различными ограничениями и стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера.
- YouTube фактически занял монопольное положение среди видеохостингов. Видеозаписи, размещенные на нем, все чаще вызывают широкий резонанс в блогосфере и СМИ. В ряде случаев, они становятся самостоятельными информационными поводами. Администрация YouTube порой принимает весьма спорные решения в области модерирования контента, что заставляет усомниться в ее нейтральности.

Выводы

- В России стремительно растет не только число интернет-пользователей, но и повышается интенсивность использования Сети;
- За последние 4 года изменился демографический состав Рунета. В настоящее время средний возраст пользователя составляет 33 года, а его демографические характеристики близки к средним по России в целом;
- В отличие от традиционных медиа, стремительно растет уровень доверия к информации из Интернета. В ближайшие годы Сеть станет основным источником получения информации для граждан страны;
- Четверть из двадцати наиболее популярных сайтов Рунета являются глобальными (американскими) сервисами и их доля растет на протяжении всех последних лет;
- Произошла консолидация рынка интернет-поиска, который поделен между "Яндексом" и Google. Американская поисковая система продолжает активную экспансию на российский рынок;
- Снижается роль крупных медийных порталов. Mail.ru рискует повторить судьбу "Рамблера", который ранее уже потерял большую часть своей аудитории;
- Новостные агрегаторы продолжают оказывать воздействие на информационную картину Рунета и зачастую оказывают негативное информационное влияние;
- Почти все активные пользователи Рунета зарегистрированы в социальных сетях, которые занимают более половины от общего времени, проводимого в Сети;
- Массовые пользователи перестают вести классические блоги, уходя в Twitter и социальные сети, однако "большие" блоги профессионализируются, конкурируя по качеству, уникальности контента и размеру аудитории с Интернет-СМИ;
- YouTube занял монопольное положение среди видеохостингов в Рунете. При этом политика сервиса в части модерирования контента вызывает сомнения в его политической нейтральности;
- Существенно изменилась система распространения информации в Сети. Важную роль в формировании "информационных волн" стал играть Twitter. Видеохостинги и блоги потеснили традиционные и Интернет-СМИ в качестве площадок публикации контента;
- Снижается роль электронной почты как средства коммуникации. Она становится "интернет-паспортом" пользователей, необходимым для регистрации в других ресурсах;
- Skype занимает доминирующее положение в Рунете в качестве интернет-мессенджера, выдавливая с рынка ICQ, QIP и "Mail.ru Агент";
- Internet Explorer лишился доминирующего положения на рынке интернет-браузеров, уступив Google Chrome, Apple Safari, Mozilla Firefox и Opera;
- Браузеры оказывают большое влияние на смежные сегменты рынка, в частности на рынок интернет-поиска. При этом роль браузеров в ближайшее время будет расти, а их функционал усложняться;
- Мобильный доступ в интернет растет в России опережающими темпами. Планшеты и смартфоны в ближайшие годы станут столь же распространенными инструментами для доступа в Сеть, как и персональные компьютеры.
А еще забыли написать, что РФ откатилась в списке свободы Интернета далеко вниз, спасибо Думе.
Да в общем-то ничего нового я не услышал, только цифры интересны. Но у них значительная погрешность.
Так, выводы, выводы. Если реакционный сценарий развития всё же победит, то интернет прикроют, это 146%. Наше государство само всё сделало для того, чтобы из России свалили все русскоязычные площадки. Тут ничего уникального, бегство капитала продолжается, но так как сделать это в интернете гораздо проще, потому и такие печальные результаты.

Edited at 2012-09-25 12:33 pm (UTC)
Можно подумать это не понятно любому активному пользователю сети.

Пиндосы вливают в развитие своей глобальной сети глобальное бабло, а Россия сопли жуёт вместе с высерами белоленточных.

Нет ни единого российского портала, хотя его создание стоит копеек.
странно, что ничего не написано о пользователях Рунета за пределами России, а их почти столько же сколько и у нас
Это достойно отдельного исследования. Совершенно адового, на мой взгляд.
39 раз отправляю комментарий, может пройдёт
Цензура либеральных фашистов в ЖЖ



Re: 39 раз отправляю комментарий, может пройдёт
И ведь не придерёшься
М.Цукерберг посетит Москву и встретится с Д.Медведевым
Основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг собирается посетить Москву в следующем месяце. Премьер-министр России Дмитрий Медведев может встретиться с американским бизнесменом, заявила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова, передает РСН.

На возможную встречу с основателем социальной сети пригласят также и заместителей Д.Медведева вице-премьеров Аркадия Дворковича и Владислава Суркова.

Re: М.Цукерберг посетит Москву и встретится с Д.Медведев
Да. С Дуровым он вроде бы не встречался.
Я не знаю, может быть, это такая тенденциозная выдержка, но по отрывку складывается ощущение, что вашем докладе "смешались люди, кони". У меня вопросы:
1. "доверие Интернету как источнику получения информации составило в 2011 году 40%. ВЦИОМ дает несколько иную картину: из центрального ТВ информацию получают 98% россиян" - есть доверие к источнику и есть источник доступа к информации, и это разные характеристики. Я смотрю телевизор, но не доверяю ему. Немного кислое с зеленым сравнивается.
2. 70% населения получает информацию из центральной прессы - при этом, какие печатные источники у нас лидируют по тиражам, информация старенькая, но представление дает - http://www.mediaguide.ru/?p=list&sort=1 . У собственно центральных газет тиражи-то небольшие, КП - 665 тысяч, МК до 700 тысяч (и это таблоиды по сути), у "Известий" 148 тысяч экз., Коммерс и Ведомости - еще меньше, только "Твой День"имеет ощутимые цифры - 2 млн. А реальные лидеры это ж газеты ежедневных объявлений. Какую информацию 70% населения получает из печатных изданий? У меня ощущение, что они там узнают, где купить кафель.
3. В отчете написано о доле западных компаний в российских сервисах, а почему забыли указать российское участие в западных? Фейсбук и DST? LiveJournal и СУП? Это то, что на поверхности.
4. ВКонтакте - Каким образом переход на домен в зоне com выводит российскую компанию изпод нашей юрисдикции? Я не поняла, простите.
5. "Facebook, Twitter и YouTube - становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил" - а почему нет ни слова о провластных силах ,которые через молодежные движения мобилизуют свои силы и акции в тех же сервисах с даже большим размахом? Я сейчас толкую об объективности картины.
6."В ближайшие 2-3 года вероятна ситуация, при которой Google сможет значительно упрочить свои позиции" - "вероятна" и "сможет упрочить" - это общие слова. У Гугла 34% сейчас в поисковом трафике. На сколько увеличится эта доля за 2-3 года?
7. "единственным крупным медийным порталом на российском рынке остался Mail.ru. Последний столкнулся с конкуренцией со стороны глобальных почтовых продуктов от Google (Gmail) и Apple (Me.com)" - опять кислое с зеленым. Вы сравниваете медийный портал с почтовыми продуктами в одном предложении. Почтовик Мэйл.ру - это один сервис, а его медийные проекты никаким образом не могут конкурировать с GMail, потому что это вообще разные вещи.
7. "При этом сами блогеры стремятся зарабатывать финансовый и политический капитал на своих журналах, участвуя в различных информационных кампаниях, в том числе, политического характера." - какое глобальное заключение. У людей, оказывается, есть политические взгляды. Вот у вас, например.
8. Что такое "информационная угроза"? Кому именно угроза?

Резюмирую - ежели этот доклад должен оправдывать средства, пущенные на борьбу с разнообразными врагами, включая воображаемых, то у меня вопросов нет. А если это "рунет сегодня", то извините, его как-то перекосило.
Ура, Корпускула написала содержательный комментарий. Подборка действительно несколько тенденциозная, но это лишь выдержка из более обширного доклада. По пунктам:
1. Вы просто не дочитали абзац. "Наибольшее доверие у респондентов вызывает центральное и региональное ТВ (по 78%). На втором месте – центральная и местная пресса (70 и 68%). Далее следуют радио (как центральное, так и местное – 72 и 68%) и Интернет (64% опрошенных)." - это про ВЦИОМ и сравнение его с результатами Комкона.
2. По ежедневным газетам - речь идет, прежде всего, про КП, МК, ТД отчасти РГ. При этом люди могут читать газету раз в неделю и все равно утверждать социологу, что черпают информацию из газет. И это будет, к слову, вполне правдой. К тому же, не надо забывать про мультипликатор "тираж х число = аудитория".
3. Про это есть в докладе. Хотя не уверен, что будет опубликовано.
4. Госорганы не могут приостановить делегирование домена.
5. Это вы серьезно сейчас спрашиваете? Вы правда считаете, что какие-то молодежные движения (где они, кстати?) кого-то в состоянии мобилизовать? Неожиданно.
6. Может превысить 50%.
7. Драйвером трафика для Мейл.ру является почта. Конкуренция со стороны Гугла и Эпла приводит к тому, что этот драйвер ослабевает.
7(2). И, как одно другому противоречит?
8. Угроза общественно-политической стабильности в стране. Дальше, я думаю, это не стоит раскрывать, выводы можно сделать самостоятельно.

А в целом, спасибо за критику. Тем более, она по существу.
гугл, эпл и пр айкютелы сотрудничают со своим разведсообществом и национальной контрразведкой. Почему тот же Дуров выводит сервера из России? В чем причина отказа в сотрудничестве, отказа в создании условий благоприятных для своих, российских правоохранительных органов?
Не буде скоро ИНТЕРНЕТА.
Спасибо ПЖВ за это!
mail.ru и рамблер сливают из-за своих ошибок.
ICQ, QIP и ещё вагон клиентов и технологий IM сливают из-за хреновой поддержки голоса и видео, а также из-за поздней поддержки эти фич. ICQ активно мешает спам.
mail.ru и рамблер, кроме маразма манагеров топят проблемы со спамом.

VK, одноклассники - своих идей нет, роль догоняющих, проекты гонятся за массовостью любой ценой, потому всё больше скатываются в аутсайдеры. В них работать неудобно.

Единственный, кто сам генерит идеи, делает красиво и аккуратно, это яндекс. Именно поэтому он первый в рунете. Плюс у него есть преимущество по некоторы направлениям (где-то небольшое, где-то значительное) перед мировыми лидерам, как за счёт быстрой реакции на появление новых сервисов у конкурентов и реализации подобного у себя с учётом специфики региона и языка, так и за счёт своих идей.
Поиск в рунете у него лучше, яндекс-деньги они сделали раньше гугла, и тд. Единственное, что ему угрожает, так это андроид.


PS. А вель когда-то рамблер был первым в рунете и держал весь рынок в инете РФ. Как можно было слететь за пару лет в полные аутсайдеры, можно почитать у Ашманова.
PPS. А баду проще, чем яндексу:)
Мне кажется, максимум год есть у властей, чтобы нормализовать ситуацию в интернете.